Помоги мне сделать это самому!
Воспитание детей – самое ответственное дело в жизни каждого человека. Мы растим будущее нашей страны и от нас зависит, будет ли у них шанс стать счастливыми и успешными.
Пока ребенок маленький каждое слово, обращенное к нему, каждое действие, направленное на него откладывает неизгладимый отпечаток на личность малыша. Этот отпечаток может быть как позитивным, так и негативным, поэтому в процессе воспитания важно не только то, что мы говорим и делаем, но и то, как мы это говорим и делаем.
Именно в дошкольном возрасте формируется основа личности малыша, его характер, отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. От того, насколько здорова и сильна эта основа, зависит его будущее счастье и успех.
Чтобы мудро сопровождать ребенка на его пути в самостоятельную жизнь, окружающим его взрослым и, прежде всего маме и папе (а так же бабушке, дедушке и няне) необходимо развиваться, изменяться, получать специальные знания и умения. Просто объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», а затем заставить его вести себя в соответствии с этими знаниями – недостаточно.
В связи с этим у многих мам и пап возникает вопрос: «Как стать эффективным родителем»? В поисках ответов они посещают специальные психологические занятия, читают литературу и перенимают опыт тех, кто уже давно и успешно применяет позитивные методы воспитания. Наградой мамам и папам, которые тратят столько сил и времени на то, чтобы получить родительское образование, является то, что их малыш счастлив, уверен в себе и здоров во всех отношениях.
Мы познакомим Вас с методом воспитания Марии Монтессори.
Мария Монтессори (1870 — 1952) известный итальянский врач, психолог, педагог разработала и начала применять свой метод развития и обучения детей более 100 лет назад. С тех пор он стал популярным. В настоящее время по методике работают тысячи Монтессори-школ во всем мире.
Всю свою жизнь Мария Монтессори посвятила созданию специальной методики воспитания детей. Ее метод основан на естественном развитии ребенка, помогает оптимальному становлению личности, позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребенка в процессе обучения.
Суть метода Марии Монтессори – это любовь и уважение к ребенку как к уникальной и неповторимой личности.
У каждого ребенка есть свой собственный план развития, индивидуальные способы и сроки освоения окружающего мира. С самого рождения ребёнок «вбирает» в себя всё, что видит вокруг. Он строит себя сам, свою личность из глубоко прочувственных впечатлений окружающего мира. А заставляет развиваться и действовать в построении самого себя и осваивать окружающий мир — внутренняя сила (энергия), которая есть в каждом ребенке.
М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды – промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – т.к. у детей возникают и закрепляются социальные навыки. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. В работах М. Монтессори вы можете познакомиться и с другими сензитивными периодами.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, НО может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сензитивные периоды.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ
Основные принципы Монтессори-системы |
Как реализовать |
Чего достигаем, |
Педагогические принципы |
||
СВОБОДА ВЫБОРА |
Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. |
В результате ситуации выбора
|
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ |
Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. |
|
КОНТРОЛЬ ОШИБОК |
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. |
|
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ |
Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку). |
|
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ |
Соблюдение правил: |
|
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ |
Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. |
|
ДЕТИ – АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ |
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам. |
Такой вид работы способствует:
|
Психологические принципы |
||
НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ |
Помоги мне это сделать самому! |
|
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО |
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. |
|
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА |
Не сравнивать ребенка с другими. |
|
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори. |
Взрослый помогает ребенку в развитии и адаптации в окружающем мире, для этого используется «подготовленная среда». Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики М. Монтессори. Специальные материалы и их особое расположение в подготовленной среде побуждают ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности.
В Монтессори-группе малышу предоставлена возможность активно действовать, самому выбирать материалы для занятий, осваивать различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение. Ведь он всё делает сам! Подготовленная среда дает ребенку возможность чувствовать себя спокойно, свободно и счастливым. Педагог создает все условия для развития малыша – создает среду, содержащая такие компоненты, как интерес, индивидуальный подход, свобода выбора. Педагог наблюдает и, в случае необходимости, приходит на помощь. Именно он знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок, и какое занятие необходимо ему предложить для дальнейшего развития.
Методика Монтессори не ставит таких узких и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Эта методика даёт ребёнку возможность за счёт развития его собственного потенциала научиться всему, чему угодно, в том числе читать и писать.
Разновозрастность детей – важное условие для деятельности группы Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. В Монтессори-группе взрослые и дети живут в атмосфере добра, взаимопонимания и помощи. Даже самые маленькие стараются доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, выполнять договорённости, опекать тех, кто пока слабее, радоваться успехам друг друга.
Главное – взрослые принимают ребёнка таким, каков он есть, радуются его неповторимости, а не пытаются лепить его по общим представлениям.
Старший воспитатель Лазарева С.А.