Проект по проектированию предметно-развивающей среды в ДОУ “Детский сад – территория творчества”


Слайд1_cr_cr

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В настоящее время, когда ФГОС изучен, наступило время задуматься о тех смыслах, которые в нем заложены и которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого ребёнка. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд известных исследователей:

– В.А. Петровский, С.Л. Новоселова, определившие компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давшие им подробную характеристику;

– Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;

– Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

– Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

Анализируя имеющиеся подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ, мы выяснили, что многие авторы работали над данной проблемой в девяностые годы XX века. С внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начались перемены, которые требует от педагогов коренных изменений в подходах к теории и практики создания предметно-развивающей среды на современном этапе. Процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от развивающей среды, в которой они должны воплощаться. 

Детскому саду № 7 всего год. В момент его открытия перед коллективом учреждения встала проблема: с нуля создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста с учетом требований ФГТ, и впоследствии, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта “Детский сад – территория творчества”, основной целью которого является проектирование развивающей среды с учетом требований ФГОС ДО и программы «Детство», с целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 3 года (май 2013 года – май 2016 года).

 

Мы определили, что развивающая среда должна проектироваться на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образо­вания, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

 

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (2 половина 2013 г.)

Задачи:

1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с новыми требованиями.

2. Постановка цели проекта, определение задач, составление модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.

3. Мотивирование и стимулирование участников проекта.

4. Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

5. Разработка эскизов оформления помещения групповых комнат и участков.

       

2 этап – основной (2014 – 2015 гг.)

Задачи:

  1. Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
  2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.
  4. Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Мешок добрых дел», «Звездочки успеха», «Мое настроение».
  5. Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ и способствующих эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов («Альбом выходного дня», «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»).
  6. Создание ландшафтного дизайна участков детского сада (подпроект).
  7. Разработка и защита мини-проектов групп «Предметно-пространственная среда группы в условиях ДОУ». Изготовление фотоколлажа «Было – стало» по предметно-развивающей среде в группе.
  8. Размещение информации о ходе реализации проекта на официальном сайте МБДОУ

 

3 этап – заключительный (2016 г.)

Задачи:

  1. Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели.
  2. Систематизация материалов работы МБДОУ по теме проекта.
  3. Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ.
  4. Методические материалы «Проектирование развивающей среды с учетом новых требований ФГОС ДО с целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями».

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, методических и игровых материалов. Был проведен Педагогический совет, ряд семинаров, консультаций по вопросам проектирования развивающей среды с учетом новых требований ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной.
  2. Трансформируемой.
  3. Полифункциональной.
  4. Вариативной.
  5. Доступной.
  6. Безопасной.

Исходя из этого, педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства были сформированы различные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести “изюминку” в интерьер каждого помещения.

Практическое воплощение вопроса о создании предметно-развивающей среды мы решили осуществить в виде конкурсов, которых за 2013 -2014 учебный год прошло 5:

  1. «Готовность МБДОУ д/с № 7 к новому 2013-2014 учебному году».
  2. Лучший центр физкультуры и спорта групп ДОУ.
  3. Конкурс на лучшее оформление групп и прогулочных площадок к Новогодним праздникам «Зимние фантазии».
  4. Лучший музыкальный центр групп ДОУ.
  5. Конкурс на лучшую подготовку к летнему оздоровительному периоду «Здравствуй, лето!».

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников и приоритетное направление в детском саду – художественно-эстетическое. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп сделана ставка на “одомашнивание” предметной среды.

Со всей серьезностью творческая группа отнеслась к оформлению коридоров и лестничных маршей учреждения. Каждый стенд, выполненный руками педагогов, имеет определенное смысловое значение. Так, были оформлены следующие стенды:

  • Визитная карточка МБДОУ д/с № 7;
  • Страничка педагога-психолога;
  • Советы Айболита;
  • Спортивная жизнь;
  • Музыкальный калейдоскоп;
  • Профсоюзный уголок;
  • Информационная страничка;
  • Выставка детского творчества «Мы мечту свою рисуем»;
  • Картинная мини-галерея.

Предметно-развивающая среда, где ребенок проводит много времени, – это не только помещения дошкольного учреждения. В летний период развивающим пространством становится территория детского сада, стараниями педагогов оснащенная различными “экологическими объектами”, которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

Для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса на территории МБДОУ оборудованы шесть игровых площадок с травяным покрытием, оснащённые гимнастическим оборудованием (горки, лесенки, дуги, турники), малыми архитектурными формами, теневыми навесами. В 2013-2014 учебном году начато благоустройство территории МБДОУ:

üвысажены разновидности лиственных и хвойных деревьев;

ü декоративные кустарники, садовые, дикорастущие, лекарственные растения, плодовые деревья, ягодные кустарники;

üоформлены цветники, клумбы, газоны;

üоборудованы мини-стадион, площадка для изучения правил дорожного движения и наблюдения за погодой;

ü приобретены керамические и кованые скульптуры для ландшафтного оформления территории;

üоформлена экологическая тропа «Экологическая азбука», включающая в себя 12 остановок:

– «Цветочная мозаика»

– «Домик в деревне»

– Зона отдыха «Посидим в тишине…»

– Спортивный комплекс «Если хочешь быть здоров!»

– Лесное озеро

– Старый пень

– Фитоогород «Аптечка Айболита»

– Ягодник

– «Русское поле»

-Сюжетный овощной огород «Урожай собирай!»

– Фруктовый сад

– «Птичья столовая»

Весной и летом территория детского сада похожа на сказочный цветущий сад. Каждый групповой участок по-своему хорош, оборудован всем необходимым для игр, занятий и отдыха детей. При создании развивающей среды на участке мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной и вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности. Таким образом, у нас педагогов есть прекрасная возможность научить детей видеть и понимать окружающий мир, ощутить красоту природы, развить творчество и фантазию, а также укрепить здоровье детей на прогулке, постараться сделать так, чтобы участок детского сада стал объектом для развития познавательных интересов детей.

Всего за год коллектив сумел сделать так, чтобы детский сад стал одним из победителей конкурса на лучшее благоустройство «Наш Белый город». Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.