«Осень, осень, в гости просим!»


У всех есть любимая пора года, но не все, к сожалению, любят осень. А ведь эта пора так необходима  людям и природе, чтобы облегчить переход от теплой погоды к холодной. Вспомните, как осенью бывает красиво, когда ярко светит солнышко и не идет дождь!

Многие родители считают прогулку с ребенком тяжкой обязанностью. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь. Пользу может принести не только свежий воздух, но и развитие во время прогулок.

Мышление детей отличается от мышления взрослого. Источником детской мысли чаще всего служат детские восприятия (то, что ребенок щупает, видит, слышит, обоняет) или действия (взял, сломал, прыгнул, залез). Ребенок устроен так, что без чувственных впечатлений и активного физического действия самостоятельно мыслить не может.

На что же обратить внимание ребенка на прогулке осенью?

  1. 1.    «Волшебная природа». Выберите солнечный день и отправляйтесь на прогулку в парк или лесок. Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Ищите, находите красивые листья, шишечки и веточки. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д. Спросите ребенка: «Вспомни, что мы видели с тобой на прогулке? Изменились ли деревья? Какие именно изменения произошли?» Расскажите ему об изменениях в природе осенью.

Для самых веселых можно устраивать осенний салют из листьев.

  1. 2.    «Гербарий». Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария. Важно помнить, что сбор растений для гербария нужно проводить в сухую погоду. Растения кладут в папку, лежащую горизонтально (сорванное растение в папке расправляется).
  2. 3.    «Наблюдение». Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, на смену их наряда. Поищите шиповник, он можете еще цвести, хотя на кустах давно созрели ягоды. Дайте понюхать ребенку этот цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление. Вспомните во время прогулки об осенних приметах и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.
  3. 4.    Огромную поддержку в этом вам окажут произведения детской литературы. Вашими помощниками будут выученные наизусть стихотворения, пословицы, загадки и ребусы, которые можно использовать при случае.

Приметы осени:

■ Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.

■ Много рябины уродилось — значит, осень дождливая J будет, а зима морозная.

■ Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.

■ Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

■ Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.

■ Деревья долго листву не сбрасывают — к морозной и долгой зиме.

■ Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.

■ Паутины много летает — к хорошей, теплой погоде.

■ Паутинки летают осенью — стоят последние теплые! деньки и скоро похолодает.

«Загадки». Когда вы идете на площадку, чтобы сделать интереснее этот путь, задавайте ребенку загадки или разучивайте с ним стихотворения:

Опала листва,

Черна земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Золотая бабочка с дерева сорвалась,

Вниз понеслась. (Осенний лист)

Птицы

Полетели птицы

В теплые края.

Здесь им не сидится,

Им уже пора.

Крикнул вслед я птицам:

«Не забудьте нас!

Буду ждать с друзьями

Я весною вас!»

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(Листопад )

5. «Букет». Возвращаясь домой с прогулки, можно собирать букет из красивых листьев, плодов рябины, веточек с шишечками, травы. Сравнивайте листочки по форме, цвету и величине. И не забудьте про каштаны, желуди и шишки. Этот естественный дидактический материал имеет познавательно е значение для ребенка. Действия, которые можно предложить выполнить:

– сортировка каштанов на большие и маленькие;

– классификация и группировка – распределить желуди, шишки ;

– посчитать количество.

Варианты заданий вы можете придумать сами. Главное, чтобы ребенок видел, чувствовал вашу заинтересованность в совместной деятельности. Придя домой, сделайте вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, нарисуйте рисунки и примите участие в выставке осенних поделок в детском саду. Детям очень нравится совместная деятельность его и родителей!

 

Воспитатель Росада А.Ю.