РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 декабря 2015 г. N 652-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ
ПОЛОЖЕНИИ, И ОРГАНИЗАЦИИ С НИМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в части осуществления мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений с их стороны, в соответствии с законами Белгородской области от 13 декабря 2000 года N 122 “О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области”, от 13 ноября 2002 года N 53 “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав”:
- Утвердить прилагаемый Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации с ними индивидуальной профилактической работы на территории Белгородской области (далее – Порядок).
- Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов, руководителям органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних довести настоящий Порядок до сведения подведомственных органов и учреждений для руководства в работе и исполнения.
- Контроль за исполнением распоряжения возложить на секретаря Совета безопасности области О.В.Мантулина.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
Утвержден
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 14 декабря 2015 года N 652-рп
ПОРЯДОК
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И ОРГАНИЗАЦИИ
С НИМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
- Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации с ними индивидуальной профилактической работы на территории Белгородской области (далее – Порядок) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995 “Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав”, законами Белгородской области от 13 декабря 2000 года N 122 “О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области”, от 13 ноября 2002 года N 53 “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав” и определяет взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Основные задачи и принципы работы с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении
2.1. Основными задачами взаимодействия субъектов системы профилактики являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
-
защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации системы социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений;
-
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, жестокому обращению с детьми, совершению правонарушений и преступлений в отношении детей;
-
устранение причин и условий, способствующих семейному неблагополучию и социальному сиротству;
-
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий;
-
выявление и предупреждение фактов жестокого обращения с несовершеннолетними;
-
оказание помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и других форм насилия;
-
принятие решения о постановке и о снятии несовершеннолетнего и (или) или семьи, находящихся в социально опасном положении, на учет (с учета) с целью проведения индивидуальной профилактической работы;
-
разработка и реализация комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, их социально-педагогическая реабилитация.
2.2. Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Органы, обеспечивающие выявление, учет и организацию
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально опасном положении
3.1. Основными органами, уполномоченными проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в порядке и рамках компетенции, установленных федеральным законодательством, являются субъекты системы профилактики:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-
органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
-
органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации;
-
органы опеки и попечительства;
-
органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
-
органы управления здравоохранения и учреждения здравоохранения;
-
органы службы занятости;
-
органы внутренних дел, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
-
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
-
учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
- Категории лиц, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа
4.1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно процессуальным кодексом Российской Федерации, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
12) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
13) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
14) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
15) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
4.2. Родители или иные законные представители несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
4.3. По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего раздела, в случае необходимости предупреждения правонарушения либо оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.
- Основания проведения индивидуальной
профилактической работы
5.1. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
- Организация взаимодействия органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по выявлению и учету несовершеннолетних и
семей, находящихся в социально опасном положении
6.1. Профилактический учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее – профилактический учет), – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, которые направлены на:
- выявление и устранение причин и условий, способствовавших нахождению несовершеннолетних и семей в социально опасном положении;
-
предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений со стороны несовершеннолетних;
-
социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
-
недопущение жесткого обращения и нарушения прав несовершеннолетних в семье;
-
оказание помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и других форм насилия.
6.2. Профилактический учет осуществляется с целью:
- предотвращения, заблаговременного предупреждения действия негативных факторов, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка;
-
целенаправленного воспитательного воздействия на несовершеннолетних, поведение которых свидетельствует об опасности совершения противоправных деяний и других антиобщественных действий в дальнейшем;
-
профилактики рецидива (контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим правонарушения и иные антиобщественные действия, нейтрализация факторов социальной среды, способствующих совершению противоправных действий);
-
социальной реабилитации и вывода семьи и (или) несовершеннолетнего из социально опасного положения.
6.3. Основные задачи осуществления профилактического учета:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
-
оказание различного вида необходимой помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.
6.4. Основания для постановки на профилактический учет несовершеннолетних (в соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”):
1) безнадзорность (отсутствие контроля поведения вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (законных представителей)) в случае, если несовершеннолетний склонен к антиобщественному поведению и нуждается в проведении с ним индивидуальной профилактической работы;
2) занятия бродяжничеством и (или) попрошайничеством;
3) употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
4) самовольный уход несовершеннолетнего из семьи либо государственного учреждения;
5) нахождение несовершеннолетнего в социально-реабилитационном учреждении в случае, если подросток склонен к антиобщественному поведению и нуждается в проведении с ним индивидуальной профилактической работы;
6) совершение преступления;
7) совершение общественно опасного деяния лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности;
8) совершение правонарушения, повлекшего применение меры административного взыскания;
9) совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
10) освобождение из учреждений уголовно-исполнительной системы, возвращение из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в указанных учреждениях несовершеннолетний допускал нарушение режима, совершал противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находится в социально опасном положении и (или) нуждается в социальной помощи и (или) реабилитации.
6.5. Основанием для постановки на профилактический учет родителей или иных законных представителей несовершеннолетних является неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательное на них влияние.
6.6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организуют работу по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении:
6.7. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказываются в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
6.8. Признаками, по которым семьи относятся к категории находящихся в социально опасном положении, являются:
- неисполнение родителями (законными представителями) ребенка своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для нормального проживания и воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться), если вышеперечисленное создает угрозу жизни, здоровью;
-
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция, бродяжничество и другие);
-
вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и другие);
-
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию);
-
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей;
-
иные признаки, свидетельствующие о создании действиями или бездействием родителей (законных представителей) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
К семьям, находящимся в социально опасном положении, также относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении.
6.9. Выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством, всеми субъектами системы профилактики.
6.10. В соответствии с требованиями федерального законодательства органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют:
- орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
-
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о фактах, свидетельствующих о том, что несовершеннолетний и (или) семья находится в социально опасном положении, выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию;
-
орган управления социальной защиты населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью и беспризорностью, о несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
-
орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
-
уголовно-исполнительные инспекции – о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей или нарушений условий отбывания наказаний;
-
орган управления здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
-
орган, осуществляющий управление в сфере образования, – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
-
органы по делам молодежи, культуры, спорта – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
6.11. Органы и учреждения системы профилактики при получении сведений об обстоятельствах, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, признаках, указанных в пункте 6.7 раздела 6 настоящего Порядка, в течение 24 часов с момента получения сведений передают в письменном виде полученную информацию о семьях и несовершеннолетних в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия) по месту жительства (пребывания) ребенка и (или) семьи.
6.12. Ответственный секретарь Комиссии при получении сообщения о том, что несовершеннолетний и (или) семья находятся в социально опасном положении, вносит сведения о них в журнал учета сообщений о несовершеннолетних и (или) семьях, предположительно находящихся в социально опасном положении (приложение N 1 к настоящему Порядку).
6.13. При выявлении несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении и не проживающих на территории муниципального образования, где были выявлены несовершеннолетний и (или) семья, информация направляется в Комиссию по месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи.
6.14. В случае если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы по месту выявления, но фактически постоянно там проживают, профилактическая работа осуществляется по месту фактического проживания во взаимодействии с Комиссией по месту регистрации несовершеннолетнего и (или) семьи (в пределах Белгородской области).
Если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы на территории Белгородской области, при необходимости, осуществляется переписка с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту регистрации в пределах Российской Федерации.
6.15. В случае, если место жительства несовершеннолетнего не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту его выявления и дальнейшего устройства.
6.16. В целях проверки фактов, поступивших о несовершеннолетнем и семье, находящихся в социально опасном положении, получения объективной информации о несовершеннолетнем, его семье, установления причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении:
1) Комиссия запрашивает незамедлительно у субъектов системы профилактики имеющиеся у них сведения о данном несовершеннолетнем и (или) семье, проведенной ранее (до момента получения информации о нахождении несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении) индивидуальной профилактической работе в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи, ее результатах, о необходимости или целесообразности постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на учет в Комиссию и другие субъекты системы профилактики;
2) при наличии в поступившей информации данных о совершении в отношении несовершеннолетнего правонарушения и преступления ответственный секретарь Комиссии незамедлительно информирует органы внутренних дел по месту проживания ребенка для проведения ими соответствующей проверки и принятия правового решения;
3) в случае наличия оснований либо отсутствия объективной информации о несовершеннолетнем и (или) семье Комиссия в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения информации организует первичное обследование условий его жизни с привлечением специалистов органов системы профилактики.
6.17. Первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи проводится специалистами (рабочей группой) субъектов системы профилактики в составе не менее трех человек.
По результатам обследования одним из членов рабочей группы, участвующих в обследовании, заполняется акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, который подписывается всеми специалистами, участвующими в обследовании (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Для первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи должны быть привлечены специалисты следующих субъектов системы профилактики:
1) органов внутренних дел – в случаях получения информации:
- о неисполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, в том числе если эти деяния соединены с жестоким обращением;
-
о причинении несовершеннолетним различного вида телесных повреждений, о наличии у несовершеннолетнего телесных повреждений;
-
об угрозе причинения или причинении насильственных действий сексуального характера против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних;
-
об изготовлении и/или обороте материалов, предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
-
о вовлечении несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение правонарушений либо антиобщественных действий, в том числе в употребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией;
-
о доведении несовершеннолетних лиц до самоубийства, совершении ими суицидальных попыток;
-
о нахождении несовершеннолетних в местах, запрещенных для посещения детьми, а также в местах, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих);
-
о совершении несовершеннолетним любых фактов противоправных деяний;
2) органов опеки и попечительства – в случаях получения информации:
- о смерти родителей несовершеннолетних, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, их болезни;
-
о длительном отсутствии родителей несовершеннолетних;
-
об уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
-
о других случаях безнадзорности и беспризорности детей вследствие отсутствия родительского попечения;
-
о создании действиями или бездействием родителей (лиц, их заменяющих) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
-
о совершении любых фактов противоправных деяний несовершеннолетними, находящимися под опекой (попечительством), а также в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) органов управления здравоохранения и (или) учреждений здравоохранения – в случаях получения информации:
- о несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении;
-
о родителях несовершеннолетнего, которые систематически и намеренно не выполняют рекомендации по лечению, профилактике и уходу за ребенком (детьми);
-
о жестоком обращении с ребенком, способном привести (или приводящему) к фактическому ущербу для здоровья, развития ребенка, его достоинства;
-
о несовершеннолетних, допустивших факты употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и токсических средств;
-
о выявлении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;
4) органов управления образования и (или) образовательных организаций – в случаях получения информации:
- о несовершеннолетних или семьях, где ребенок (дети) не посещает или систематически пропускает занятия в образовательных организациях;
-
о выявлении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, а также имеющих проблемы в обучении;
-
о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из школ-интернатов и других образовательных организаций, из семей;
5) органов и учреждений социальной защиты населения – в случаях получения информации:
- о выявлении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-
о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью;
-
о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из государственных учреждений системы социальной защиты населения, из семей, из государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
о выявлении семей и несовершеннолетних, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, адресной материальной помощи;
-
о других несовершеннолетних и (или) семьях, нуждающихся в помощи со стороны государства;
6) органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов и учреждений культуры, досуга, спорта – в случаях получения информации:
- о несовершеннолетних или семьях, в которых ребенок (дети), родители нуждаются в организации их занятости и досуга;
-
о семьях, находящихся в социально опасном положении, где оба родителя не работают;
-
о семьях и несовершеннолетних, систематически незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества, а также злоупотребляющих алкоголем;
7) органов службы занятости – в случаях получения информации:
- о выявлении семей и несовершеннолетних, нуждающихся в предоставлении услуг по трудоустройству или профессиональной ориентации;
8) уголовно-исполнительных инспекций – в случаях получения информации:
- о выявлении семьи, находящейся в социально опасном положении, где один или оба родителя осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, имеют непогашенную судимость;
-
о несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
9) других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей администраций сельских поселений, общественных Комиссий – в случае необходимости.
6.18. Постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае подтверждения по результатам проверки наличия признаков нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении Комиссия выносит на заседание вопрос о постановке его (ее) на учет не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня поступления первичных сведений.
При рассмотрении вопроса о постановке несовершеннолетнего на учет на заседание Комиссии (далее – первичное заседание Комиссии) приглашаются несовершеннолетний и его родители (законные представители).
При рассмотрении вопроса о постановке семьи на учет в Комиссию на первичное заседание Комиссии приглашаются родители (законные представители) несовершеннолетнего(их) и, при наличии необходимости, несовершеннолетний(ие), другие члены семьи.
6.19. В ходе первичного заседания Комиссии:
1) заслушивается информация субъектов системы профилактики по месту проживания несовершеннолетнего и (или) семьи и, при наличии необходимости, информация субъектов системы профилактики по месту выявления ребенка и (или) семьи;
2) заслушивается мнение непосредственно рассматриваемых несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), членов семьи, вопрос о постановке на учет которых решается;
3) анализируется акт первичного обследования;
4) принимается решение Комиссии о постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет в Комиссию с учетом мнения всех субъектов системы профилактики;
5) решением Комиссии определяется орган или учреждение системы профилактики, ответственный за работу с рассматриваемым несовершеннолетним и его семьей (далее – ответственный субъект системы профилактики);
6) определяется месяц проведения заседания Комиссии по повторному рассмотрению вопроса о результатах реализации межведомственного комплексного плана проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи (далее – межведомственный комплексный план), но не позднее 6 (шести) месяцев с момента постановки несовершеннолетнего и (или) его семьи на учет в Комиссию.
6.20. Решение о постановке на учет в Комиссию несовершеннолетних, совершивших преступления, общественно опасные деяния, административные правонарушения, административные правонарушения до достижения возраста привлечения к административной ответственности, а также несовершеннолетних и родителей, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, принимается по результатам рассмотрения на заседаниях Комиссии материалов в отношении указанных несовершеннолетних (об административных правонарушениях, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, приговора суда и др.) в соответствии с пунктами 6.13, 6.14 раздела 6 настоящего Порядка.
6.21. Ответственный субъект системы профилактики определяется в соответствии с компетенцией:
- органы опеки и попечительства – по работе с семьями, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей либо находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, где родители (законные представители) ненадлежащим образом занимаются воспитанием детей, допускают факты нарушения их прав и законных интересов (не связанные с жестоким обращением);
-
органы внутренних дел – по работе с семьями, где родители (законные представители) злоупотребляют спиртными напитками, совершают преступления и (или) правонарушения, чем отрицательно влияют на своих детей, допускают факты жестокого обращения с несовершеннолетними и (или) вовлекают их в совершение преступления или антиобщественные действия и совершают по отношению к ним другие противоправные действия, по работе с несовершеннолетними, совершившими преступления, общественно опасные деяния, административные правонарушения;
-
органы управления здравоохранения – по работе с семьями, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
-
органы управления образования – по работе с несовершеннолетними, обучающимися в общеобразовательных организациях, допускающими самовольные уходы из семей и государственных учреждений, уклоняющимися от занятий либо прекратившими по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях;
-
органы и учреждения социальной защиты населения – по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в которых усматриваются признаки неблагополучия;
-
уголовно-исполнительная инспекция – по работе с семьями, где один или оба родителя осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, имеют непогашенную судимость, а также по работе с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
-
другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, – в случае необходимости.
Ответственный субъект системы профилактики может быть переназначен в зависимости от изменения обстановки в семье и приоритетов в профилактической работе.
6.22. После принятия решения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, сведения о них вносятся в журнал учета несовершеннолетних или семей, находящихся в социально опасном положении (приложения N 3, N 4 к настоящему Порядку).
6.23. Комиссия в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет копию постановления о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении:
- родителям несовершеннолетнего;
-
ответственному субъекту системы профилактики;
-
во все органы и учреждения системы профилактики для принятия в рамках их компетенции решения о проведении с ним (с нею) индивидуальной профилактической работы.
- Межведомственная организация индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетних и
семей, находящихся в социально опасном положении
7.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют деятельность субъектов системы профилактики по организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактическом учете в Комиссиях.
7.2. Органы и учреждения системы профилактики в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения постановления о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в рамках своей компетенции принимают решение о проведении индивидуальной профилактической работы с ним (с нею) и направляют в Комиссию предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы.
7.3. Комиссия в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня постановки на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, разрабатывает комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы с учетом предложений всех органов и учреждений системы профилактики, который утверждается на очередном заседании Комиссии (приложение N 5 к настоящему Порядку).
Комиссия может поручить составление комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы ответственному субъекту системы профилактики.
В случае если на учете состоят и несовершеннолетний и семья, составляется общий план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей.
7.4. Предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы могут быть представлены представителями субъектов системы профилактики непосредственно при рассмотрении несовершеннолетнего и (или) семьи на заседании Комиссии, на котором решается вопрос о постановке их на учет. В этом случае поступившие предложения фиксируются в протоколе заседания Комиссии, затем включаются в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы.
7.5. Мероприятия индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, для включения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы должны быть конкретными и понятными в изложении и по содержанию, направленными на достижение конкретного результата по преодолению проблемы семьи или несовершеннолетнего, с установленными сроками исполнения по каждому мероприятию.
7.6. Комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы разрабатывается сроком не более чем на 1 год.
7.7. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в Комиссии, осуществляется субъектами системы профилактики по месту его проживания в пределах своей компетенции согласно комплексному межведомственному плану индивидуальной профилактической работы.
7.8. Органы и учреждения системы профилактики ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Комиссию сведения о реализации мероприятий плана и их результатах, а также предложения (в случае необходимости) о дальнейшей работе с несовершеннолетним и (или) семьей.
7.9. Ответственный субъект системы профилактики ежеквартально осуществляет выезд в семью несовершеннолетнего в целях контроля за исполнением мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и изучения ситуации в семье.
Ответственный субъект системы профилактики привлекает к контрольному выезду в семью другие субъекты системы профилактики, задействованные в исполнении комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы по согласованию.
По результатам выезда оформляется акт контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку с выводами о результатах и эффективности проводимой с несовершеннолетним (семьей) профилактической работы, с предложениями о необходимости продолжения индивидуально-профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи или снятии с учета, который направляется в Комиссию в течение 5 (пяти) дней с момента посещения несовершеннолетнего и (или) семьи.
7.10. Комиссия в целях отслеживания динамики проводимой профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей может запрашивать в отношении их характеризующие материалы в органах и учреждениях системы профилактики, администрациях сельских и городских поселений по мере необходимости.
7.11. Вопрос о результатах проведенной работы субъектами системы профилактики с несовершеннолетним и (или) с семьей рассматривается на заседании Комиссии по мере необходимости (в зависимости от складывающейся динамики), но не реже одного раза в год.
7.12. На заседании Комиссии при повторном рассмотрении несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении:
1) рассматривается информация ответственного субъекта системы профилактики об эффективности проведенной с несовершеннолетними и (или) семьей профилактической работы, ситуации в семье на текущий момент;
2) заслушивается мнение непосредственно рассматриваемых несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей);
3) заслушиваются субъекты системы профилактики, на ведомственном учете которых состоит несовершеннолетний и его семья;
4) анализируется необходимость продолжения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи;
5) принимается решение о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи либо снятии их с учета.
7.13. Допускается рассмотрение на заседании Комиссии вопроса эффективности профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей в отсутствие несовершеннолетнего (родителей) в случае, если их присутствие обеспечить не представилось возможным.
7.14. Копии оформленного решения Комиссии в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня принятия решения направляются:
1) родителям (законным представителям) несовершеннолетнего;
2) во все заинтересованные органы и учреждения системы профилактики.
7.15. В случае принятия решения на заседании Комиссии о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи при необходимости в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней вносятся корректировки в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы (либо разрабатывается новый план), определяются новые сроки проведения с ними индивидуальной профилактической работы.
Откорректированный план и копия постановления о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи направляются ответственному субъекту системы профилактики и во все заинтересованные субъекты системы профилактики.
- Сроки проведения и содержание индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетних и
семей, находящихся в социально опасном положении
8.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, проводится в сроки:
1) необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;
2) до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) достижения несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учете, возраста восемнадцати лет;
4) до достижения всеми детьми в семье, состоящей на профилактическом учете, возраста восемнадцати лет;
5) наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Снятие семей и несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, с профилактического учета
9.1. Снятие с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется Комиссией с учетом предложений органов системы профилактики.
9.2. Основаниями для снятия несовершеннолетнего с учета являются:
1) достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет;
2) выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение;
3) перемена места жительства;
4) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
5) заключение под стражу или осуждение к лишению свободы;
6) отбытие наказания, не связанного с лишением свободы, или иных мер уголовно-правового характера при наличии положительно характеризующих материалов органа, осуществляющего контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера;
7) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
8) неподтверждение обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет;
9) другие основания, предусмотренные действующим законодательством.
9.3. Основаниями для снятия семьи с учета являются:
1) достижение младшим ребенком в семье возраста восемнадцати лет;
2) выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение;
3) перемена места жительства;
4) лишение родителей родительских прав;
5) ограничение родителей в родительских правах в связи с психическим расстройством или иным хроническим заболеванием;
6) заключение родителей в места лишения свободы на длительный срок, направление их на длительное стационарное лечение или помещение в стационарные социальные учреждения для пожилых людей и инвалидов;
7) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке родителей умершими или безвестно отсутствующими;
8) другие основания, предусмотренные законодательством.
9.4. В случае перемены места жительства (в пределах Белгородской области) несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, Комиссия направляет сведения о несовершеннолетнем и (или) семье в Комиссию по новому месту жительства (при наличии сведений о новом месте жительства).
9.5. Решение о снятии с учета несовершеннолетнего принимается в присутствии законного представителя. В случае отсутствия законного представителя Комиссия уведомляет его в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня принятия решения.
9.6. Решение о снятии с профилактического учета по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет принимается на ближайшем заседании Комиссии. В постановлении указывается, что данное лицо считается снятым с профилактического учета на следующий день после достижения им возраста восемнадцати лет.
9.7. Копия постановления Комиссии о снятии с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в течение пятнадцати рабочих дней во все органы и учреждения системы профилактики для сведения.
- Организация работы по ведению документации
о семьях и несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении
10.1. На каждого несовершеннолетнего и (или) семью, находящихся в социально опасном положении, формируется наблюдательное дело.
Наблюдательные дела несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, формируются и ведутся штатными специалистами территориальных комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при участии всех субъектов системы профилактики.
10.2. Наблюдательное дело содержит следующие материалы:
- постановление Комиссии о постановке на профилактический учет несовершеннолетнего и (или) семьи;
-
установочные данные родителей (законных представителей), несовершеннолетнего (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации, адрес фактического проживания), сведения о составе семьи, занятости членов семьи;
-
комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
-
акты обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи;
-
характеризующие документы (характеристики с места жительства, работы, учебы), обновляемые с периодичностью не реже одного раза в три месяца;
-
документы, содержащие информацию о занятости, успеваемости несовершеннолетнего и посещаемости учебных занятий;
-
предложения органов и учреждений системы профилактики в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;
-
сведения о реализации мероприятий плана с предложениями о дальнейшей работе с несовершеннолетним и (или) семьей, представленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
сведения о лицах, которые могут оказать на несовершеннолетнего и (или) родителей положительное влияние (при наличии таких лиц);
-
анализ результативности проведенной индивидуальной профилактической работы (приложение N 7 к настоящему Порядку);
-
копии постановлений, принятых комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
-
копии постановлений Комиссии о привлечении несовершеннолетнего (родителей) к административной ответственности (при наличии);
-
сведения о совершенных несовершеннолетним (родителями) преступлениях, административных правонарушениях, антиобщественных действиях в период реализации комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы (представляются органами внутренних дел);
-
сведения об основании снятия с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
-
иная информация, характеризующая личность и поведение несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), образ их жизни, отношение к учебной деятельности, работе и т.д., позволяющая отслеживать динамику проводимой индивидуальной профилактической работы;
-
иные документы, полученные в процессе профилактической деятельности (при наличии).
При постановке на учет несовершеннолетнего и его семьи одновременно допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.
10.3. О снятии с учета несовершеннолетнего и (или) семьи делается отметка в соответствующем журнале учета несовершеннолетних (семей), находящихся в социально опасном положении.
10.4. После снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с учета личное дело хранится в Комиссии до минования надобности, затем передается в установленном порядке в архив.
10.5. Срок и порядок хранения наблюдательных дел и журналов учета несовершеннолетних (семей) в архиве устанавливается номенклатурой органа местного самоуправления муниципального образования.
10.6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, проводят сверку данных о состоящих на учете семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с территориальными органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, образовательными организациями.
- Контроль за реализацией настоящего Порядка
11.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль за реализацией настоящего Порядка.
11.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области проводит периодически выборочные проверки наблюдательных дел, вносит замечания и предложения территориальным Комиссиям, субъектам системы профилактики по совершенствованию организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Приложение N 1
к Порядку межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, и
организации с ними индивидуальной профилактической
работы на территории Белгородской области
ЖУРНАЛ
учета сообщений о несовершеннолетних и (или) семьях,
предположительно находящихся в социально опасном положении
Начат ___________________
Окончен _________________
N п/п | Дата поступления сообщения | Источник информации | Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения | Род занятий несовершеннолетних | Ф.И.О. родителей (иных законных представителей) | Род занятий родителей (иных законных представителей) | Адрес места жительства (регистрации) | Признаки неблагополучия | Сведения о подтверждении (неподтверждении) информации, принятое решение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение N 2
АКТ
первичного обследования условий жизни
несовершеннолетнего и (или) семьи
от _____________ 20__ года
Комиссия в составе: _______________________________________________________
провела обследование условий жизни несовершеннолетнего (семьи)
и установила следующее:
адрес, телефон: __________________________________________________________;
Ф.И.О., год рождения:
отца: ____________________________________________________________________;
матери: __________________________________________________________________;
место работы, профессия, род занятий, размер зарплаты:
__________________________________________________________________________;
отца: ____________________________________________________________________;
матери: __________________________________________________________________;
другие источники дохода: _________________________________________________;
сведения о детях (Ф.И.О., год рождения, занятость детей): ________________;
сведения о других членах семьи (проживающих совместно или участвующих в
воспитании детей (указать формы и степень участия)): ______________________
__________________________________________________________________________;
состояние здоровья членов семьи (состоят на учете в диспансерах, имеют
хронические заболевания, инвалидность и т.п.): ____________________________
__________________________________________________________________________;
взаимоотношения между членами семьи:
__________________________________________________________________________;
условия проживания и самообеспечения семьи (жилищные условия: указать
размер жилой площади, собственника жилья, наличие регистрации у родителей,
детей; наличие коммунальных удобств, состояние жилья, наличие подсобного
хозяйства, земельного участка, его использование; наличие (отсутствие) у
ребенка отдельной комнаты (выделенного места в комнате с другими членами
семьи), индивидуального спального места, постельных принадлежностей, одежды
по сезону (состояние и условия хранения детских вещей), места для занятий и
игр, личных вещей, книг, школьных принадлежностей, игрушек, запас продуктов
питания, готовой пищи, соответствующей возрасту ребенка) и другая
информация:
__________________________________________________________________________;
признаки неблагополучия (при наличии): ____________________________________
__________________________________________________________________________.
Заключение (излагаются выводы и предложения членов комиссии по результатам
обследования): ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Подписи членов комиссии:
Приложение N 3
ЖУРНАЛ
учета несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении
Начат __________________
Окончен ________________
N п/п | Ф.И.О. несовершеннолетнего | Дата и место рождения несовершеннолетнего | Место жительства | Занятость несовершеннолетнего | Ф.И.О. родителей (иных законных представителей) | Дата рождения родителей (иных законных представителей) | Занятость родителей (иных законных представителей) | Дата постановки на учет | Причина постановки на учет | Дата снятия с учета |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Приложение N 4
ЖУРНАЛ
учета семей, находящихся в социально опасном положении
Начат ____________________
Окончен __________________
N п/п | Ф.И.О. родителей (законных представителей) | Дата и место рождения родителей (законных представителей) | Занятость родителей (законных представителей) | Место жительства | Ф.И.О. несовершеннолетних детей | Дата рождения детей | Занятость детей | Дата постановки на учет семьи | Причина постановки на учет | Дата снятия с учета семьи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Приложение N 5
Утвержден
постановлением комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
“” __________ 20 года
N _____________
Комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися
в социально опасном положении
(типовой)
(Ф.И.О. родителей, дата постановки на учет)
на ______________________________________________________________,
(период проведения индивидуальной профилактической работы)
дата составления плана _______________
Направления работы | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
Социально-педагогическая, психологическая помощь и поддержка | Психолого-педагогическое консультирование родителей. Диагностика психоэмоционального состояния ребенка, родителей, детско-родительских отношений | ||
Материальная помощь | Изучение потребности семьи, оценка возможности получения материальной (натуральной) помощи. Помощь в подготовке детей к школе, к направлению в оздоровительные организации и другое | ||
Медицинская помощь | Осуществление медицинского патронажа по месту жительства. Организация наркологической помощи родителям. Оказание содействия в медицинском обследовании членов семьи, сборе документов для оформления группы инвалидности, выделение путевок в оздоровительные учреждения и другое | ||
Правовая помощь | Консультирование по правовым вопросам, в том числе вопросам получения (восстановления) паспорта, оформления социальных пособий и др. Помощь в сборе документов | ||
Мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей | Индивидуальные беседы. Ознакомление с семейным законодательством. Вовлечение в досуговые мероприятия, в том числе совместно с детьми, и другое | ||
Контроль за поведением родителей, других членов семьи | Посещение по месту жительства, контрольные обследования условий проживания, информирование об отрицательной динамике в семье | ||
Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних членов семей | Оказание содействия в предоставлении места в дошкольном учреждении, выделение путевок в оздоровительные организации, вовлечение детей в досуговые учреждения и другое | ||
Оказание помощи в трудоустройстве | Ознакомление с имеющимися вакансиями. Помощь в поиске работы. Временное либо постоянное трудоустройство детей | ||
Помощь в решении социально-бытовых проблем | Рассмотрение возможности выделения помощи на ремонт жилья, установку газового оборудования, в завозе дров и другое |
Ответственный секретарь комиссии:
Утвержден
постановлением комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
“” ____________ 20 года
N ___________
Комплексный межведомственный план
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним,
находящимся в социально опасном положении
(типовой)
(Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата постановки на учет)
на _________________________________________________________,
(период проведения индивидуальной профилактической работы)
дата составления плана ___________________
Направление работы | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
Оказание социально-педагогической и психологической помощи | Проведение диагностики.
Посещение семьи по месту жительства. Профилактические беседы. Работа психолога и другое |
||
Оказание материальной помощи семье | В зависимости от ситуации в семье | ||
Оказание медико-социальной помощи | Консультирование нарколога, других специалистов. Помощь в прохождении медицинских комиссий и другое | ||
Правовая защита несовершеннолетнего | Помощь в оформлении необходимых документов, социальных пособий, получении алиментов и другое | ||
Работа с семьей, в которой проживает несовершеннолетний | Беседы с родителями, консультации родителей и другое | ||
Работа с несовершеннолетним по предупреждению совершения им антиобщественных поступков, правонарушений | Индивидуальные беседы, контроль по месту учебы, жительства. Посещение по месту жительства, учебы. Контроль за посещаемостью учебного заведения. Работа психолога и другое | ||
Организация досуга и оздоровления несовершеннолетнего | Ознакомление с реестром учреждений дополнительного образования. Привлечение к культурно-досуговым мероприятиям. Выявление интересов и склонностей подростка, привлечение к работе общественных организаций. Выделение путевок в оздоровительное учреждение и другое | ||
Оказание помощи в трудоустройстве, профориентация | Создание рабочего места для несовершеннолетнего. Содействие в поиске работы, профориентационные мероприятия | ||
Мероприятия по устранению негативного влияния окружения несовершеннолетнего | Мероприятия по разобщению либо переориентации группы негативной направленности, если подросток в ней состоит. Контроль в вечернее время, посещение мест проведения досуга подростка, беседы с подростками из круга общения несовершеннолетнего и другое |
Ответственный секретарь комиссии:
Примечание: в планы могут быть включены также другие направления работы, способствующие выводу семьи либо несовершеннолетнего из социально опасного положения в зависимости от сложившейся ситуации в конкретной семье.
Все мероприятия, включенные в план, должны быть конкретными, понятными для исполнителя с указанием конкретных сроков исполнения и исполнителей.
Приложение N 6
АКТ
контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или)
семьи
от ____________ 20 года
Комиссия в составе: _______________________________________________________
провела контрольное обследование несовершеннолетнего (семьи) ______________
______________________________________________________________ и установила
следующее:
описание условий на момент посещения: _____________________________________
__________________________________________________________________________;
произошедшие изменения, установленные в ходе обследования (нет изменений,
положительные, отрицательные, в чем выражены): ____________________________
__________________________________________________________________________.
Рекомендации членов комиссии по дальнейшей работе с несовершеннолетним
(семьей): _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Подписи членов комиссии:
<*> Составляется не реже 1 раза в три месяца
Приложение N 7
АНАЛИЗ
результативности индивидуальной профилактической работы <*>
Период проведения индивидуальной профилактической работы | Применяемые меры воздействия к <**> | Динамика ситуации | |
родителям | несовершеннолетним | ||
<*> Заполняется по мере поступления информации
<**> Меры воздействия: беседы, лечение, кодирование, рассмотрение на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; меры административной и уголовной ответственности, трудоустройство, оздоровление, оказание помощи (указать какой), установление опеки (попечительства), устройство в образовательные организации, направление в специальные учреждения и другое