Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации с ними индивидуальной профилактической работы на территории белгородской области


РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 декабря 2015 г. N 652-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ

ПОЛОЖЕНИИ, И ОРГАНИЗАЦИИ С НИМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в части осуществления мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений с их стороны, в соответствии с законами Белгородской области от 13 декабря 2000 года N 122 “О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области”, от 13 ноября 2002 года N 53 “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав”:

 

  1. Утвердить прилагаемый Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации с ними индивидуальной профилактической работы на территории Белгородской области (далее – Порядок).

 

  1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов, руководителям органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних довести настоящий Порядок до сведения подведомственных органов и учреждений для руководства в работе и исполнения.

 

  1. Контроль за исполнением распоряжения возложить на секретаря Совета безопасности области О.В.Мантулина.

 

Губернатор Белгородской области

Е.САВЧЕНКО

 

Утвержден

распоряжением

Правительства Белгородской области

от 14 декабря 2015 года N 652-рп

 

ПОРЯДОК

МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ,

НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И ОРГАНИЗАЦИИ

С НИМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации с ними индивидуальной профилактической работы на территории Белгородской области (далее – Порядок) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995 “Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав”, законами Белгородской области от 13 декабря 2000 года N 122 “О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области”, от 13 ноября 2002 года N 53 “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав” и определяет взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

  1. Основные задачи и принципы работы с несовершеннолетними и

семьями, находящимися в социально опасном положении

 

2.1. Основными задачами взаимодействия субъектов системы профилактики являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации системы социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений;

  • устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, жестокому обращению с детьми, совершению правонарушений и преступлений в отношении детей;

  • устранение причин и условий, способствующих семейному неблагополучию и социальному сиротству;

  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий;

  • выявление и предупреждение фактов жестокого обращения с несовершеннолетними;

  • оказание помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и других форм насилия;

  • принятие решения о постановке и о снятии несовершеннолетнего и (или) или семьи, находящихся в социально опасном положении, на учет (с учета) с целью проведения индивидуальной профилактической работы;

  • разработка и реализация комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, их социально-педагогическая реабилитация.

2.2. Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

  1. Органы, обеспечивающие выявление, учет и организацию

индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними

и семьями, находящимися в социально опасном положении

 

3.1. Основными органами, уполномоченными проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в порядке и рамках компетенции, установленных федеральным законодательством, являются субъекты системы профилактики:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

  • органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации;

  • органы опеки и попечительства;

  • органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;

  • органы управления здравоохранения и учреждения здравоохранения;

  • органы службы занятости;

  • органы внутренних дел, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

  • учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

 

  1. Категории лиц, в отношении которых проводится

индивидуальная профилактическая работа

 

4.1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно процессуальным кодексом Российской Федерации, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

12) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

13) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

14) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

15) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

4.2. Родители или иные законные представители несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

4.3. По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего раздела, в случае необходимости предупреждения правонарушения либо оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

 

  1. Основания проведения индивидуальной

профилактической работы

 

5.1. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

 

  1. Организация взаимодействия органов и учреждений системы

профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних по выявлению и учету несовершеннолетних и

семей, находящихся в социально опасном положении

 

6.1. Профилактический учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее – профилактический учет), – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, которые направлены на:

  • выявление и устранение причин и условий, способствовавших нахождению несовершеннолетних и семей в социально опасном положении;

  • предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений со стороны несовершеннолетних;

  • социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

  • недопущение жесткого обращения и нарушения прав несовершеннолетних в семье;

  • оказание помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и других форм насилия.

6.2. Профилактический учет осуществляется с целью:

  • предотвращения, заблаговременного предупреждения действия негативных факторов, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка;

  • целенаправленного воспитательного воздействия на несовершеннолетних, поведение которых свидетельствует об опасности совершения противоправных деяний и других антиобщественных действий в дальнейшем;

  • профилактики рецидива (контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим правонарушения и иные антиобщественные действия, нейтрализация факторов социальной среды, способствующих совершению противоправных действий);

  • социальной реабилитации и вывода семьи и (или) несовершеннолетнего из социально опасного положения.

6.3. Основные задачи осуществления профилактического учета:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

  • оказание различного вида необходимой помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.

6.4. Основания для постановки на профилактический учет несовершеннолетних (в соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”):

1) безнадзорность (отсутствие контроля поведения вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (законных представителей)) в случае, если несовершеннолетний склонен к антиобщественному поведению и нуждается в проведении с ним индивидуальной профилактической работы;

2) занятия бродяжничеством и (или) попрошайничеством;

3) употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) самовольный уход несовершеннолетнего из семьи либо государственного учреждения;

5) нахождение несовершеннолетнего в социально-реабилитационном учреждении в случае, если подросток склонен к антиобщественному поведению и нуждается в проведении с ним индивидуальной профилактической работы;

6) совершение преступления;

7) совершение общественно опасного деяния лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности;

8) совершение правонарушения, повлекшего применение меры административного взыскания;

9) совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

10) освобождение из учреждений уголовно-исполнительной системы, возвращение из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в указанных учреждениях несовершеннолетний допускал нарушение режима, совершал противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находится в социально опасном положении и (или) нуждается в социальной помощи и (или) реабилитации.

6.5. Основанием для постановки на профилактический учет родителей или иных законных представителей несовершеннолетних является неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательное на них влияние.

6.6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организуют работу по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении:

6.7. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказываются в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.

6.8. Признаками, по которым семьи относятся к категории находящихся в социально опасном положении, являются:

  • неисполнение родителями (законными представителями) ребенка своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических для нормального проживания и воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться), если вышеперечисленное создает угрозу жизни, здоровью;

  • наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция, бродяжничество и другие);

  • вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и другие);

  • жестокое обращение с детьми со стороны родителей (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию);

  • отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей;

  • иные признаки, свидетельствующие о создании действиями или бездействием родителей (законных представителей) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

К семьям, находящимся в социально опасном положении, также относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении.

6.9. Выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством, всеми субъектами системы профилактики.

6.10. В соответствии с требованиями федерального законодательства органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют:

  • орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

  • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о фактах, свидетельствующих о том, что несовершеннолетний и (или) семья находится в социально опасном положении, выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию;

  • орган управления социальной защиты населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью и беспризорностью, о несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

  • орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

  • уголовно-исполнительные инспекции – о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей или нарушений условий отбывания наказаний;

  • орган управления здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

  • орган, осуществляющий управление в сфере образования, – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

  • органы по делам молодежи, культуры, спорта – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

6.11. Органы и учреждения системы профилактики при получении сведений об обстоятельствах, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, признаках, указанных в пункте 6.7 раздела 6 настоящего Порядка, в течение 24 часов с момента получения сведений передают в письменном виде полученную информацию о семьях и несовершеннолетних в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия) по месту жительства (пребывания) ребенка и (или) семьи.

6.12. Ответственный секретарь Комиссии при получении сообщения о том, что несовершеннолетний и (или) семья находятся в социально опасном положении, вносит сведения о них в журнал учета сообщений о несовершеннолетних и (или) семьях, предположительно находящихся в социально опасном положении (приложение N 1 к настоящему Порядку).

6.13. При выявлении несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении и не проживающих на территории муниципального образования, где были выявлены несовершеннолетний и (или) семья, информация направляется в Комиссию по месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи.

6.14. В случае если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы по месту выявления, но фактически постоянно там проживают, профилактическая работа осуществляется по месту фактического проживания во взаимодействии с Комиссией по месту регистрации несовершеннолетнего и (или) семьи (в пределах Белгородской области).

Если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы на территории Белгородской области, при необходимости, осуществляется переписка с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту регистрации в пределах Российской Федерации.

6.15. В случае, если место жительства несовершеннолетнего не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту его выявления и дальнейшего устройства.

6.16. В целях проверки фактов, поступивших о несовершеннолетнем и семье, находящихся в социально опасном положении, получения объективной информации о несовершеннолетнем, его семье, установления причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении:

1) Комиссия запрашивает незамедлительно у субъектов системы профилактики имеющиеся у них сведения о данном несовершеннолетнем и (или) семье, проведенной ранее (до момента получения информации о нахождении несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении) индивидуальной профилактической работе в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи, ее результатах, о необходимости или целесообразности постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на учет в Комиссию и другие субъекты системы профилактики;

2) при наличии в поступившей информации данных о совершении в отношении несовершеннолетнего правонарушения и преступления ответственный секретарь Комиссии незамедлительно информирует органы внутренних дел по месту проживания ребенка для проведения ими соответствующей проверки и принятия правового решения;

3) в случае наличия оснований либо отсутствия объективной информации о несовершеннолетнем и (или) семье Комиссия в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения информации организует первичное обследование условий его жизни с привлечением специалистов органов системы профилактики.

6.17. Первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи проводится специалистами (рабочей группой) субъектов системы профилактики в составе не менее трех человек.

По результатам обследования одним из членов рабочей группы, участвующих в обследовании, заполняется акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, который подписывается всеми специалистами, участвующими в обследовании (приложение N 2 к настоящему Порядку).

Для первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи должны быть привлечены специалисты следующих субъектов системы профилактики:

1) органов внутренних дел – в случаях получения информации:

  • о неисполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, в том числе если эти деяния соединены с жестоким обращением;

  • о причинении несовершеннолетним различного вида телесных повреждений, о наличии у несовершеннолетнего телесных повреждений;

  • об угрозе причинения или причинении насильственных действий сексуального характера против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних;

  • об изготовлении и/или обороте материалов, предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;

  • о вовлечении несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение правонарушений либо антиобщественных действий, в том числе в употребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией;

  • о доведении несовершеннолетних лиц до самоубийства, совершении ими суицидальных попыток;

  • о нахождении несовершеннолетних в местах, запрещенных для посещения детьми, а также в местах, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих);

  • о совершении несовершеннолетним любых фактов противоправных деяний;

2) органов опеки и попечительства – в случаях получения информации:

  • о смерти родителей несовершеннолетних, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, их болезни;

  • о длительном отсутствии родителей несовершеннолетних;

  • об уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;

  • о других случаях безнадзорности и беспризорности детей вследствие отсутствия родительского попечения;

  • о создании действиями или бездействием родителей (лиц, их заменяющих) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

  • о совершении любых фактов противоправных деяний несовершеннолетними, находящимися под опекой (попечительством), а также в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) органов управления здравоохранения и (или) учреждений здравоохранения – в случаях получения информации:

  • о несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении;

  • о родителях несовершеннолетнего, которые систематически и намеренно не выполняют рекомендации по лечению, профилактике и уходу за ребенком (детьми);

  • о жестоком обращении с ребенком, способном привести (или приводящему) к фактическому ущербу для здоровья, развития ребенка, его достоинства;

  • о несовершеннолетних, допустивших факты употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и токсических средств;

  • о выявлении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;

4) органов управления образования и (или) образовательных организаций – в случаях получения информации:

  • о несовершеннолетних или семьях, где ребенок (дети) не посещает или систематически пропускает занятия в образовательных организациях;

  • о выявлении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, а также имеющих проблемы в обучении;

  • о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из школ-интернатов и других образовательных организаций, из семей;

5) органов и учреждений социальной защиты населения – в случаях получения информации:

  • о выявлении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью;

  • о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из государственных учреждений системы социальной защиты населения, из семей, из государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • о выявлении семей и несовершеннолетних, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, адресной материальной помощи;

  • о других несовершеннолетних и (или) семьях, нуждающихся в помощи со стороны государства;

6) органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов и учреждений культуры, досуга, спорта – в случаях получения информации:

  • о несовершеннолетних или семьях, в которых ребенок (дети), родители нуждаются в организации их занятости и досуга;

  • о семьях, находящихся в социально опасном положении, где оба родителя не работают;

  • о семьях и несовершеннолетних, систематически незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества, а также злоупотребляющих алкоголем;

7) органов службы занятости – в случаях получения информации:

  • о выявлении семей и несовершеннолетних, нуждающихся в предоставлении услуг по трудоустройству или профессиональной ориентации;

8) уголовно-исполнительных инспекций – в случаях получения информации:

  • о выявлении семьи, находящейся в социально опасном положении, где один или оба родителя осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, имеют непогашенную судимость;

  • о несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

9) других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей администраций сельских поселений, общественных Комиссий – в случае необходимости.

6.18. Постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В случае подтверждения по результатам проверки наличия признаков нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении Комиссия выносит на заседание вопрос о постановке его (ее) на учет не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня поступления первичных сведений.

При рассмотрении вопроса о постановке несовершеннолетнего на учет на заседание Комиссии (далее – первичное заседание Комиссии) приглашаются несовершеннолетний и его родители (законные представители).

При рассмотрении вопроса о постановке семьи на учет в Комиссию на первичное заседание Комиссии приглашаются родители (законные представители) несовершеннолетнего(их) и, при наличии необходимости, несовершеннолетний(ие), другие члены семьи.

6.19. В ходе первичного заседания Комиссии:

1) заслушивается информация субъектов системы профилактики по месту проживания несовершеннолетнего и (или) семьи и, при наличии необходимости, информация субъектов системы профилактики по месту выявления ребенка и (или) семьи;

2) заслушивается мнение непосредственно рассматриваемых несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), членов семьи, вопрос о постановке на учет которых решается;

3) анализируется акт первичного обследования;

4) принимается решение Комиссии о постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет в Комиссию с учетом мнения всех субъектов системы профилактики;

5) решением Комиссии определяется орган или учреждение системы профилактики, ответственный за работу с рассматриваемым несовершеннолетним и его семьей (далее – ответственный субъект системы профилактики);

6) определяется месяц проведения заседания Комиссии по повторному рассмотрению вопроса о результатах реализации межведомственного комплексного плана проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи (далее – межведомственный комплексный план), но не позднее 6 (шести) месяцев с момента постановки несовершеннолетнего и (или) его семьи на учет в Комиссию.

6.20. Решение о постановке на учет в Комиссию несовершеннолетних, совершивших преступления, общественно опасные деяния, административные правонарушения, административные правонарушения до достижения возраста привлечения к административной ответственности, а также несовершеннолетних и родителей, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, принимается по результатам рассмотрения на заседаниях Комиссии материалов в отношении указанных несовершеннолетних (об административных правонарушениях, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, приговора суда и др.) в соответствии с пунктами 6.13, 6.14 раздела 6 настоящего Порядка.

6.21. Ответственный субъект системы профилактики определяется в соответствии с компетенцией:

  • органы опеки и попечительства – по работе с семьями, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей либо находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, где родители (законные представители) ненадлежащим образом занимаются воспитанием детей, допускают факты нарушения их прав и законных интересов (не связанные с жестоким обращением);

  • органы внутренних дел – по работе с семьями, где родители (законные представители) злоупотребляют спиртными напитками, совершают преступления и (или) правонарушения, чем отрицательно влияют на своих детей, допускают факты жестокого обращения с несовершеннолетними и (или) вовлекают их в совершение преступления или антиобщественные действия и совершают по отношению к ним другие противоправные действия, по работе с несовершеннолетними, совершившими преступления, общественно опасные деяния, административные правонарушения;

  • органы управления здравоохранения – по работе с семьями, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

  • органы управления образования – по работе с несовершеннолетними, обучающимися в общеобразовательных организациях, допускающими самовольные уходы из семей и государственных учреждений, уклоняющимися от занятий либо прекратившими по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях;

  • органы и учреждения социальной защиты населения – по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в которых усматриваются признаки неблагополучия;

  • уголовно-исполнительная инспекция – по работе с семьями, где один или оба родителя осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, имеют непогашенную судимость, а также по работе с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

  • другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, – в случае необходимости.

Ответственный субъект системы профилактики может быть переназначен в зависимости от изменения обстановки в семье и приоритетов в профилактической работе.

6.22. После принятия решения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, сведения о них вносятся в журнал учета несовершеннолетних или семей, находящихся в социально опасном положении (приложения N 3, N 4 к настоящему Порядку).

6.23. Комиссия в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет копию постановления о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении:

  • родителям несовершеннолетнего;

  • ответственному субъекту системы профилактики;

  • во все органы и учреждения системы профилактики для принятия в рамках их компетенции решения о проведении с ним (с нею) индивидуальной профилактической работы.

 

  1. Межведомственная организация индивидуальной

профилактической работы в отношении несовершеннолетних и

семей, находящихся в социально опасном положении

 

7.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют деятельность субъектов системы профилактики по организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактическом учете в Комиссиях.

7.2. Органы и учреждения системы профилактики в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения постановления о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в рамках своей компетенции принимают решение о проведении индивидуальной профилактической работы с ним (с нею) и направляют в Комиссию предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы.

7.3. Комиссия в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня постановки на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, разрабатывает комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы с учетом предложений всех органов и учреждений системы профилактики, который утверждается на очередном заседании Комиссии (приложение N 5 к настоящему Порядку).

Комиссия может поручить составление комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы ответственному субъекту системы профилактики.

В случае если на учете состоят и несовершеннолетний и семья, составляется общий план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей.

7.4. Предложения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы могут быть представлены представителями субъектов системы профилактики непосредственно при рассмотрении несовершеннолетнего и (или) семьи на заседании Комиссии, на котором решается вопрос о постановке их на учет. В этом случае поступившие предложения фиксируются в протоколе заседания Комиссии, затем включаются в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы.

7.5. Мероприятия индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, для включения в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы должны быть конкретными и понятными в изложении и по содержанию, направленными на достижение конкретного результата по преодолению проблемы семьи или несовершеннолетнего, с установленными сроками исполнения по каждому мероприятию.

7.6. Комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы разрабатывается сроком не более чем на 1 год.

7.7. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в Комиссии, осуществляется субъектами системы профилактики по месту его проживания в пределах своей компетенции согласно комплексному межведомственному плану индивидуальной профилактической работы.

7.8. Органы и учреждения системы профилактики ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Комиссию сведения о реализации мероприятий плана и их результатах, а также предложения (в случае необходимости) о дальнейшей работе с несовершеннолетним и (или) семьей.

7.9. Ответственный субъект системы профилактики ежеквартально осуществляет выезд в семью несовершеннолетнего в целях контроля за исполнением мероприятий комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и изучения ситуации в семье.

Ответственный субъект системы профилактики привлекает к контрольному выезду в семью другие субъекты системы профилактики, задействованные в исполнении комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы по согласованию.

По результатам выезда оформляется акт контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку с выводами о результатах и эффективности проводимой с несовершеннолетним (семьей) профилактической работы, с предложениями о необходимости продолжения индивидуально-профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи или снятии с учета, который направляется в Комиссию в течение 5 (пяти) дней с момента посещения несовершеннолетнего и (или) семьи.

7.10. Комиссия в целях отслеживания динамики проводимой профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей может запрашивать в отношении их характеризующие материалы в органах и учреждениях системы профилактики, администрациях сельских и городских поселений по мере необходимости.

7.11. Вопрос о результатах проведенной работы субъектами системы профилактики с несовершеннолетним и (или) с семьей рассматривается на заседании Комиссии по мере необходимости (в зависимости от складывающейся динамики), но не реже одного раза в год.

7.12. На заседании Комиссии при повторном рассмотрении несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении:

1) рассматривается информация ответственного субъекта системы профилактики об эффективности проведенной с несовершеннолетними и (или) семьей профилактической работы, ситуации в семье на текущий момент;

2) заслушивается мнение непосредственно рассматриваемых несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей);

3) заслушиваются субъекты системы профилактики, на ведомственном учете которых состоит несовершеннолетний и его семья;

4) анализируется необходимость продолжения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи;

5) принимается решение о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи либо снятии их с учета.

7.13. Допускается рассмотрение на заседании Комиссии вопроса эффективности профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей в отсутствие несовершеннолетнего (родителей) в случае, если их присутствие обеспечить не представилось возможным.

7.14. Копии оформленного решения Комиссии в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня принятия решения направляются:

1) родителям (законным представителям) несовершеннолетнего;

2) во все заинтересованные органы и учреждения системы профилактики.

7.15. В случае принятия решения на заседании Комиссии о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи при необходимости в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней вносятся корректировки в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы (либо разрабатывается новый план), определяются новые сроки проведения с ними индивидуальной профилактической работы.

Откорректированный план и копия постановления о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи направляются ответственному субъекту системы профилактики и во все заинтересованные субъекты системы профилактики.

 

  1. Сроки проведения и содержание индивидуальной

профилактической работы в отношении несовершеннолетних и

семей, находящихся в социально опасном положении

 

8.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, проводится в сроки:

1) необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

2) до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) достижения несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учете, возраста восемнадцати лет;

4) до достижения всеми детьми в семье, состоящей на профилактическом учете, возраста восемнадцати лет;

5) наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

  1. Снятие семей и несовершеннолетних, находящихся в

социально опасном положении, с профилактического учета

 

9.1. Снятие с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, осуществляется Комиссией с учетом предложений органов системы профилактики.

9.2. Основаниями для снятия несовершеннолетнего с учета являются:

1) достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет;

2) выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение;

3) перемена места жительства;

4) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

5) заключение под стражу или осуждение к лишению свободы;

6) отбытие наказания, не связанного с лишением свободы, или иных мер уголовно-правового характера при наличии положительно характеризующих материалов органа, осуществляющего контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера;

7) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;

8) неподтверждение обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет;

9) другие основания, предусмотренные действующим законодательством.

9.3. Основаниями для снятия семьи с учета являются:

1) достижение младшим ребенком в семье возраста восемнадцати лет;

2) выполнение комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение;

3) перемена места жительства;

4) лишение родителей родительских прав;

5) ограничение родителей в родительских правах в связи с психическим расстройством или иным хроническим заболеванием;

6) заключение родителей в места лишения свободы на длительный срок, направление их на длительное стационарное лечение или помещение в стационарные социальные учреждения для пожилых людей и инвалидов;

7) признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке родителей умершими или безвестно отсутствующими;

8) другие основания, предусмотренные законодательством.

9.4. В случае перемены места жительства (в пределах Белгородской области) несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, Комиссия направляет сведения о несовершеннолетнем и (или) семье в Комиссию по новому месту жительства (при наличии сведений о новом месте жительства).

9.5. Решение о снятии с учета несовершеннолетнего принимается в присутствии законного представителя. В случае отсутствия законного представителя Комиссия уведомляет его в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня принятия решения.

9.6. Решение о снятии с профилактического учета по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет принимается на ближайшем заседании Комиссии. В постановлении указывается, что данное лицо считается снятым с профилактического учета на следующий день после достижения им возраста восемнадцати лет.

9.7. Копия постановления Комиссии о снятии с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в течение пятнадцати рабочих дней во все органы и учреждения системы профилактики для сведения.

 

  1. Организация работы по ведению документации

о семьях и несовершеннолетних, находящихся

в социально опасном положении

 

10.1. На каждого несовершеннолетнего и (или) семью, находящихся в социально опасном положении, формируется наблюдательное дело.

Наблюдательные дела несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, формируются и ведутся штатными специалистами территориальных комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при участии всех субъектов системы профилактики.

10.2. Наблюдательное дело содержит следующие материалы:

  • постановление Комиссии о постановке на профилактический учет несовершеннолетнего и (или) семьи;

  • установочные данные родителей (законных представителей), несовершеннолетнего (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации, адрес фактического проживания), сведения о составе семьи, занятости членов семьи;

  • комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;

  • акты обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи;

  • характеризующие документы (характеристики с места жительства, работы, учебы), обновляемые с периодичностью не реже одного раза в три месяца;

  • документы, содержащие информацию о занятости, успеваемости несовершеннолетнего и посещаемости учебных занятий;

  • предложения органов и учреждений системы профилактики в комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы;

  • сведения о реализации мероприятий плана с предложениями о дальнейшей работе с несовершеннолетним и (или) семьей, представленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • сведения о лицах, которые могут оказать на несовершеннолетнего и (или) родителей положительное влияние (при наличии таких лиц);

  • анализ результативности проведенной индивидуальной профилактической работы (приложение N 7 к настоящему Порядку);

  • копии постановлений, принятых комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;

  • копии постановлений Комиссии о привлечении несовершеннолетнего (родителей) к административной ответственности (при наличии);

  • сведения о совершенных несовершеннолетним (родителями) преступлениях, административных правонарушениях, антиобщественных действиях в период реализации комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы (представляются органами внутренних дел);

  • сведения об основании снятия с учета несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;

  • иная информация, характеризующая личность и поведение несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), образ их жизни, отношение к учебной деятельности, работе и т.д., позволяющая отслеживать динамику проводимой индивидуальной профилактической работы;

  • иные документы, полученные в процессе профилактической деятельности (при наличии).

При постановке на учет несовершеннолетнего и его семьи одновременно допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.

10.3. О снятии с учета несовершеннолетнего и (или) семьи делается отметка в соответствующем журнале учета несовершеннолетних (семей), находящихся в социально опасном положении.

10.4. После снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с учета личное дело хранится в Комиссии до минования надобности, затем передается в установленном порядке в архив.

10.5. Срок и порядок хранения наблюдательных дел и журналов учета несовершеннолетних (семей) в архиве устанавливается номенклатурой органа местного самоуправления муниципального образования.

10.6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, проводят сверку данных о состоящих на учете семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с территориальными органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, образовательными организациями.

 

  1. Контроль за реализацией настоящего Порядка

 

11.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль за реализацией настоящего Порядка.

11.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области проводит периодически выборочные проверки наблюдательных дел, вносит замечания и предложения территориальным Комиссиям, субъектам системы профилактики по совершенствованию организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Приложение N 1

к Порядку межведомственного взаимодействия

органов и учреждений системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

по выявлению несовершеннолетних и семей,

находящихся в социально опасном положении, и

организации с ними индивидуальной профилактической

работы на территории Белгородской области

 

ЖУРНАЛ

учета сообщений о несовершеннолетних и (или) семьях,

предположительно находящихся в социально опасном положении

 

Начат ___________________

Окончен _________________

 

N п/п Дата поступления сообщения Источник информации Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения Род занятий несовершеннолетних Ф.И.О. родителей (иных законных представителей) Род занятий родителей (иных законных представителей) Адрес места жительства (регистрации) Признаки неблагополучия Сведения о подтверждении (неподтверждении) информации, принятое решение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

 

Приложение N 2

 

АКТ

первичного обследования условий жизни

несовершеннолетнего и (или) семьи

 

от _____________ 20__ года

 

Комиссия в составе: _______________________________________________________


провела обследование условий жизни несовершеннолетнего (семьи)


и установила следующее:

адрес, телефон: __________________________________________________________;

Ф.И.О., год рождения:

отца: ____________________________________________________________________;

матери: __________________________________________________________________;

место     работы,     профессия,     род    занятий,    размер    зарплаты:

__________________________________________________________________________;

отца: ____________________________________________________________________;

матери: __________________________________________________________________;

другие источники дохода: _________________________________________________;

сведения о детях (Ф.И.О., год рождения, занятость детей): ________________;

сведения  о  других  членах  семьи (проживающих совместно или участвующих в

воспитании детей (указать формы и степень участия)): ______________________

__________________________________________________________________________;

состояние  здоровья  членов  семьи  (состоят  на учете в диспансерах, имеют

хронические заболевания, инвалидность и т.п.): ____________________________


__________________________________________________________________________;

взаимоотношения между членами семьи:

__________________________________________________________________________;

условия  проживания  и  самообеспечения  семьи  (жилищные  условия: указать

размер  жилой площади, собственника жилья, наличие регистрации у родителей,

детей;  наличие  коммунальных  удобств, состояние жилья, наличие подсобного

хозяйства,  земельного  участка,  его использование; наличие (отсутствие) у

ребенка  отдельной  комнаты  (выделенного места в комнате с другими членами

семьи), индивидуального спального места, постельных принадлежностей, одежды

по сезону (состояние и условия хранения детских вещей), места для занятий и

игр, личных вещей, книг, школьных принадлежностей, игрушек, запас продуктов

питания,   готовой   пищи,   соответствующей  возрасту  ребенка)  и  другая

информация:


__________________________________________________________________________;

признаки неблагополучия (при наличии): ____________________________________



__________________________________________________________________________.

Заключение  (излагаются выводы и предложения членов комиссии по результатам

обследования): ____________________________________________________________



__________________________________________________________________________.

 

Подписи членов комиссии:

 

 

Приложение N 3

 

ЖУРНАЛ

учета несовершеннолетних, находящихся

в социально опасном положении

 

Начат __________________

Окончен ________________

 

N п/п Ф.И.О. несовершеннолетнего Дата и место рождения несовершеннолетнего Место жительства Занятость несовершеннолетнего Ф.И.О. родителей (иных законных представителей) Дата рождения родителей (иных законных представителей) Занятость родителей (иных законных представителей) Дата постановки на учет Причина постановки на учет Дата снятия с учета
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Приложение N 4

 

ЖУРНАЛ

учета семей, находящихся в социально опасном положении

 

Начат ____________________

Окончен __________________

 

N п/п Ф.И.О. родителей (законных представителей) Дата и место рождения родителей (законных представителей) Занятость родителей (законных представителей) Место жительства Ф.И.О. несовершеннолетних детей Дата рождения детей Занятость детей Дата постановки на учет семьи Причина постановки на учет Дата снятия с учета семьи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Приложение N 5

 

Утвержден

постановлением комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав


” __________ 20 года

N _____________

 

Комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися

в социально опасном положении

(типовой)

 


(Ф.И.О. родителей, дата постановки на учет)

на ______________________________________________________________,

(период проведения индивидуальной профилактической работы)

 

дата составления плана _______________

 

Направления работы Мероприятия Исполнители Срок исполнения
Социально-педагогическая, психологическая помощь и поддержка Психолого-педагогическое консультирование родителей. Диагностика психоэмоционального состояния ребенка, родителей, детско-родительских отношений
Материальная помощь Изучение потребности семьи, оценка возможности получения материальной (натуральной) помощи. Помощь в подготовке детей к школе, к направлению в оздоровительные организации и другое
Медицинская помощь Осуществление медицинского патронажа по месту жительства. Организация наркологической помощи родителям. Оказание содействия в медицинском обследовании членов семьи, сборе документов для оформления группы инвалидности, выделение путевок в оздоровительные учреждения и другое
Правовая помощь Консультирование по правовым вопросам, в том числе вопросам получения (восстановления) паспорта, оформления социальных пособий и др. Помощь в сборе документов
Мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей Индивидуальные беседы. Ознакомление с семейным законодательством. Вовлечение в досуговые мероприятия, в том числе совместно с детьми, и другое
Контроль за поведением родителей, других членов семьи Посещение по месту жительства, контрольные обследования условий проживания, информирование об отрицательной динамике в семье
Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних членов семей Оказание содействия в предоставлении места в дошкольном учреждении, выделение путевок в оздоровительные организации, вовлечение детей в досуговые учреждения и другое
Оказание помощи в трудоустройстве Ознакомление с имеющимися вакансиями. Помощь в поиске работы. Временное либо постоянное трудоустройство детей
Помощь в решении социально-бытовых проблем Рассмотрение возможности выделения помощи на ремонт жилья, установку газового оборудования, в завозе дров и другое

 

Ответственный секретарь комиссии:

 

 

 

Утвержден

постановлением комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав


” ____________ 20 года

N ___________

 

Комплексный межведомственный план

индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним,

находящимся в социально опасном положении

(типовой)


(Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата постановки на учет)

на _________________________________________________________,

(период проведения индивидуальной профилактической работы)

 

дата составления плана ___________________

 

Направление работы Мероприятия Исполнители Срок исполнения
Оказание социально-педагогической и психологической помощи Проведение диагностики.

Посещение семьи по месту жительства.

Профилактические беседы.

Работа психолога и другое

Оказание материальной помощи семье В зависимости от ситуации в семье
Оказание медико-социальной помощи Консультирование нарколога, других специалистов. Помощь в прохождении медицинских комиссий и другое
Правовая защита несовершеннолетнего Помощь в оформлении необходимых документов, социальных пособий, получении алиментов и другое
Работа с семьей, в которой проживает несовершеннолетний Беседы с родителями, консультации родителей и другое
Работа с несовершеннолетним по предупреждению совершения им антиобщественных поступков, правонарушений Индивидуальные беседы, контроль по месту учебы, жительства. Посещение по месту жительства, учебы. Контроль за посещаемостью учебного заведения. Работа психолога и другое
Организация досуга и оздоровления несовершеннолетнего Ознакомление с реестром учреждений дополнительного образования. Привлечение к культурно-досуговым мероприятиям. Выявление интересов и склонностей подростка, привлечение к работе общественных организаций. Выделение путевок в оздоровительное учреждение и другое
Оказание помощи в трудоустройстве, профориентация Создание рабочего места для несовершеннолетнего. Содействие в поиске работы, профориентационные мероприятия
Мероприятия по устранению негативного влияния окружения несовершеннолетнего Мероприятия по разобщению либо переориентации группы негативной направленности, если подросток в ней состоит. Контроль в вечернее время, посещение мест проведения досуга подростка, беседы с подростками из круга общения несовершеннолетнего и другое

 

 

Ответственный секретарь комиссии:

 

Примечание: в планы могут быть включены также другие направления работы, способствующие выводу семьи либо несовершеннолетнего из социально опасного положения в зависимости от сложившейся ситуации в конкретной семье.

Все мероприятия, включенные в план, должны быть конкретными, понятными для исполнителя с указанием конкретных сроков исполнения и исполнителей.

 

 

Приложение N 6

 

 

АКТ

контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или)

семьи

 

от ____________ 20 года

 

Комиссия в составе: _______________________________________________________

провела контрольное обследование несовершеннолетнего (семьи) ______________

______________________________________________________________ и установила

следующее:

описание условий на момент посещения: _____________________________________



__________________________________________________________________________;

произошедшие  изменения,  установленные в ходе обследования (нет изменений,

положительные, отрицательные, в чем выражены): ____________________________


__________________________________________________________________________.

Рекомендации  членов  комиссии  по  дальнейшей  работе с несовершеннолетним

(семьей): _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

 

Подписи членов комиссии:


<*> Составляется не реже 1 раза в три месяца

 

 

Приложение N 7

АНАЛИЗ

результативности индивидуальной профилактической работы <*>

 

Период проведения индивидуальной профилактической работы Применяемые меры воздействия к <**> Динамика ситуации
родителям несовершеннолетним

 


<*> Заполняется по мере поступления информации

<**> Меры воздействия: беседы, лечение, кодирование, рассмотрение на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; меры административной и уголовной ответственности, трудоустройство, оздоровление, оказание помощи (указать какой), установление опеки (попечительства), устройство в образовательные организации, направление в специальные учреждения и другое